Доктор Х. (with_astronotus) wrote in 8nity,
Доктор Х.
with_astronotus
8nity

Category:

Пролегомены к раскрытию сущности человека.

Что же, раз тут принято писать в основном о наболевшем, начну со своего наболевшего — понятия о человеческой сущности и того, как это понятие связано с текущими и конечными целями политической борьбы.

Абстракты к дискуссии о теории освобождения.

1. Освобождение, как результат политической и социальной эволюции (социального прогресса) есть максимальное увеличение возможностей каждой отдельной человеческой личности реализовать свою сущность через явления, рефлексируемые как самой личностью, так и окружающим миром.
1а. Поскольку сущность человека имеет родовую природу (в которую включаются процессы биологического, социального и даже экуменического — в смысле зоны обитания, а не церкви, разумеется, — порядка), то и возможности для реализации человеческой сущности в каждый текущий момент задаются состоянием общества, уровнем его знаний и возможностей.
1б. Труд является высшей формой реализации сущности человека не потому, что он «полезен», «благороден», праведен» (и т.д. высокие слова), а потому что он по своему определению представляет преобразование окружающего мира в соответствии с запросами, порождаемыми сущностью человека.
1в. Рамки сущностных характеристик человека не ограничиваются и не должны быть ограничены трудом. Вместе с тем, любая сущностная характеристика человека, подвергнутая преобразованию с помощью труда (как производительного, так и относящегося к сфере услуг или прямого удовлетворения потребностей), может быть расширена или сужена в границах применения, в зависимости от результатов труда.
1ва. Главным отличием производительного труда от оказания услуги является не характер труда, а его результат. Произведённый продукт (результат труда) может быть, в отличие от непосредственной услуги, сохранён, приумножен, перемещён или передан (отчуждён частично или полностью, либо разделён для совместного использования). Только производительный труд, таким образом, приводит к росту благосостояния общества, в то время как количество и качество оказываемых услуг отражает меру этого благосостояния, но в качестве стимула к расширению возможностей реализации человеческой сущности способно лишь высвободить дополнительную энергию для производительного труда.
1г. Реализация того или иного аспекта сущности всегда является потреблением ранее накопленного общественного продукта, в той или иной его форме (даже тогда, когда акт явления сущности является действием производительным, это производительное действие всё равно что-то потребляет перед началом и в процессе). Но потребить можно только то, что произведено, а произведённое, но не потреблённое теряет смысл; поэтому производство и потребление связаны неразрывным диалектическим единством.
1д. Потребление чего-либо для реализации своих сущностных характеристик есть акт индивидуальный, доступный только личности, но не коллективу и не обществу. В тех случаях, когда потребление имеет кажущийся общественный характер («нам нужен трактор, чтобы пахать землю и сажать больше картошки»), реальной целью потребления является реализация индивидуальной сущности («мне нужен трактор, чтобы не пришлось больше махать мотыгой, раскапывая больше земли под посадку картошки»), входящей в некоторую общность или коллектив.
1е. Факт реализации сущности путём удовлетворения потребности в существующем человеческом обществе может быть оценен только личностью, поэтому все разговоры о «примате коллективного начала над личным» и «удовлетворении общественных потребностей в ущерб личным» являются, вообще говоря, профанацией.

2. Определение классового общества подразумевает отчуждение труда от человека, с целью передачи сущностных характеристик, порождаемых этим трудом, для самореализации сущностей других людей.
2а. Люди, пользующиеся плодами чужого отчуждённого труда и не возвращающие взамен свой труд для той же цели (самореализация сущности трудящихся), являются эксплуататорами. Это не ругательство, а характеристика положения вещей; эксплуататором можно стать и оставаться, не имея к тому никакого волевого намерения.
2аа. Присвоение чужой сущности может осуществляться и без эксплуатации труда (например, условные «старшие» могут устраивать личную жизнь «младших», отбирая их сущностную возможность выбора партнёра). Но так как именно через труд происходит количественное и качественное расширение сущностных характеристик, то вопрос, когда подобная форма присвоения сущности перейдёт в эксплуатацию, является лишь вопросом времени.
2б. Аппарат насилия, порождаемый классовым обществом, в различных формах (не обязательно в форме вооружённого принуждения) позволяет отчуждать и другие сущностные характеристики членов общества, причём прежде всего это касается эксплуатируемых классов. К таким формам отчуждения сущности относятся брак, мораль, церковь и ряд других институтов.
2ба. Однако же именно этот развёрнутый аппарат насилия позволяет подавлять (уменьшать пространство явления) «нежелательные» на данный момент элементы личной сущности человека, включая как откровенно разрушительные для самой личности или окружающих её людей, так и явления, «нежелательные» для эксплуататоров.
2в. Из всех существующих типов общественных формаций капиталистическое общество обеспечивает наибольшее отчуждение труда, и вместе с тем проявляет наименьший общественный интерес к сущности человека, как в труде, так и к иным аспектам его бытия.
2ва. Отсюда тоска мелкого лавочника и фермера по «средневековью» или «классическому капитализму», где сущность личности была однозначно связана с ей персональным или семейным «делом» — трактирщик, бакалейщик и т.д. Эта же тоска позволяет деклассированному элементу тосковать об «империях», в которых сущность выражается в приобщении к «гражданской нации», вооружённой или политической силе, вершащей «великие дела».
2вб. Этот же феномен объясняет тот парадоксальный, на первый взгляд, факт, что самыми яростными защитниками капиталистического строя выступают не сами предприниматели, а хорошо оплачиваемые наёмные работники. Существующий строй позволяет их сущности реализоваться через частично неотчуждённый труд, и сверх того — получать на руки большие суммы, позволяющие им пользоваться продуктами труда отчуждённого, который является им как нечто само собой разумеющееся, так как «ленивых обезьянок (не нашедших своей сущности) надо заставлять работать палкой и голодом».

3. Безусловной задачей коммунистического общества и любой прогрессивной общественной формации является всемерное освобождение человеческой сущности. При этом собственно коммунизм выступает как «всего лишь» одна конкретная задача: освобождение труда.
3а. Любые другие интерпретации коммунизма, кроме вышеуказанной, неверны и носят характер случайной либо злонамеренной дезинформации. Коммунист выступает за освобождение сущности человека через свободный труд, достигаемое с помощью ликвидации частной (то есть, отчуждённой от труженика) собственности на средства производства.
3б. Вместе с тем, приходится постоянно иметь дело с мизинтерпретациями коммунистической идеи или «левых» идей вообще, обычно задаваемыми в виде различных мелкобуржуазных извращений:
- (лже)социократия: примат «общества» над «личностью» (в действительности не работает, так как общество не имеет воли и возможности самоосознания, отличной от личной воли и личного сознания индивидуумов; поэтому в таком псевдо-общественном «улье» заранее предусматривается прослойка «правильно воспитанных» руководящих индивидуумов, чья сущность и воля выдаётся за общественную необходимость;
- меритократия: «социализм начальников» (современный сталинизм), власть специально воспитанных «рыцарей» или «ордена меченосцев» (см. в предыдущем пункте), «империя» с принципом «служения на своём месте от каждого», аристархия (власть родовой аристократии), власть научной или технической интеллигенции («самых умных», «специалистов»), разделение людей «по врождённому гену» (самый редкий пример из публично демонстрируемых, но куда чаще встречается на практике);
- идеократия: власть «жрецов идеи», «аскетов», «самых правильных и порядочных людей», теократия, моноидеократия (космократия, вышеописанная лжесоциократия, та же «империя» с холистическим национальным, религиозным или даже расовым подходом), нью-эйдж, экократия, «гендерная» идеократия (вроде современной фэнтезийной версии «матриархата»), «всеобъемлющее правовое государство»;
- анархия: распад на первобытные независимые группы, «выживание без всех» в «бункере», идеология «независимого фермера», апологетика крестьянства и пейзанского труда, «единение с природой», классический анархо-капитализм (работает ровно до первого крутого бандюгана);
- идеи упрощения человеческой сущности и даже полного отказа от неё ради упрощения принципов общественного устройства, управления и распределения (эти идеи уживаются со всеми вышеперечисленными извращениями, модулируя и усиливая их непреклонный идиотизм).
3в. Советской власти не удалось в целом решить вопрос о самореализации индивидуальной сущности (этот вопрос решается в комплексе, от мер по освобождению труда до изменения структуры общественных потребностей). Вместо этого, советское общество застряло в архаической эстетике, начало обрезать возможности самореализации для масс (не в ущерб самореализации отдельных индивидуумов, легко присваивавших себе плоды чужой индивидуально и массово проявленной сущности), а под конец скатилось в проповедь аскезы и самоотречения. Конец был предсказуем.
3ва. Любая следующая попытка построения социализма должна начать с того, чтобы на практике решить вопрос об освободении сущности человека, не прибегая к её (сущности) активной кастрации или формовке квадратно-гнездовым методом (почему-то называемой у идеологов этого подхода «воспитанием нового человека»). Если это не будет сделано, любую новую попытку изменения общества к лучшему ждёт либо судьба СССР, либо внутренний взрыв, который сам собой создаст новую форму самореализации для людей (сокрушив, разумеется, уже обязанные к тому времени закостенеть идеологические преграды и тех, кто их подпирает). Такой ход истории тоже возможен, но планировать его заранее нельзя; ждать же его — значит, отдавать результат борьбы на волю слепого случая.

Пока всё.
Subscribe

  • Как жить, когда не на кого вину свалить?

    Всем хорошо Созидательное общество, но как сказал один из вдохновителей этого проекта, И.М.Данилов, есть все-таки в нем и один недостаток: нельзя…

  • Миниатюрная модель общества

    Тут в Восьмерке было довольно оживленное обсуждение на темы: государство, общество и власть. Повторю свои тезисы: Демократия, как известно, власть…

  • Ростки коммунизма. Народная милиция

    Это не про задержание вооружённого до зубов преступника. А про коммунистическое общественное самоуправление, когда таинственная работа замкнутой…

promo 8nity december 7, 11:30 134
Buy for 10 tokens
Продолжу. Как же конкретно выглядит отмирание государства (замораживание классовых функций)? То есть, как мы выяснили, замена его на другую, общественную форму управления, НЕ-государство? Что вообще такое Диктатура Пролетариата (ДП)? Мы легко можем различить классовое государство и бесклассовое…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 23 comments

  • Как жить, когда не на кого вину свалить?

    Всем хорошо Созидательное общество, но как сказал один из вдохновителей этого проекта, И.М.Данилов, есть все-таки в нем и один недостаток: нельзя…

  • Миниатюрная модель общества

    Тут в Восьмерке было довольно оживленное обсуждение на темы: государство, общество и власть. Повторю свои тезисы: Демократия, как известно, власть…

  • Ростки коммунизма. Народная милиция

    Это не про задержание вооружённого до зубов преступника. А про коммунистическое общественное самоуправление, когда таинственная работа замкнутой…